В последние десятилетия генераторы стали появляться сначала на стратегических и промышленных объектах, а затем на многих предприятиях сферы услуг – в медицинских учреждениях, магазинах, кафе, ресторанах и т. д. И это не случайно, ведь именно бесперебойное и надежное обеспечение электричеством является гарантией стабильной работы во многих сферах предпринимательской деятельности.
Свое применение генераторные установки (преимущественно дизельные) нашли и в структуре оснащения заправочных станций. С учетом того, что многие АЗС расположены в отдаленных районах, а еще больше – за городской чертой вдоль автомагистралей, где часто случаются аварии на линиях электропередач, их использование приобретает особую актуальность. Иногда наличие ДГ в местах с нестабильной подачей электричества становится более важным фактором успешной и прибыльной работы, чем все маркетинговые стратегии вместе взятые.
Основное назначение агрегатов бесперебойного электроснабжения для АЗС – обеспечение работы насосов, доставляющих бензин из расположенных под землей хранилищ в колонки и затем – в баки автомобилей. Кроме того, с отключением электроэнергии прекращает работать все энергозависимое оборудование заправки: свет, отопление, подача воды, что может приводить не только к остановке работы, но и к дискомфорту пребывающих на ее территории людей.
Об аспектах выбора ДГУ для АЗС
1. Мощность.
Основное, что нужно учитывать при выборе электростанции для заправок – мощность. Считается, что энергозатраты АЗС со средним потоком автомобилей составляют приблизительно 40 кВт, чего вполне достаточно для работы насосов, бензоколонок и освещения. Таким образом, с учетом запаса на увеличение мощности при запуске электродвигателей (пусковых токов) и стандартной надбавке в 15-20 % для средней заправки потребуется генератор мощностью порядка 55-60 кВт.
2. Фазы.
Особенности технического оснащения АЗС предполагают использование трехфазных (а не однофазных) генераторов. В связи с этим необходимо предварительное согласование работы АЗС с фазами пользователей расположенных по соседству объектов. Для нормальной работы ДГ разница мощностей между тремя фазами не должна быть больше 25 процентов.
Все 3-фазные генераторы являются асинхронными и отличаются от своих синхронных аналогов улучшенным качеством выходного электротока (чистой синусоидой). К ним можно беспрепятственно подключать пользователей, чувствительных к скачкам напряжения, в том числе системы электронного управления АЗС, топливораздатчики, компьютерную технику.
3. Тип охлаждения.
Все генераторы функционируют по принципу ДВС и выделяют большой объем тепловой энергии, который нужно отводить. Маломощные установки выделяют меньше тепла, с отводом которого вполне справляется воздушная система охлаждения. Главное для таких агрегатов - хорошая вентиляции помещения. Более мощные модели оснащены водяными контурами охлаждения, а именно такие необходимы для АЗС. Поскольку КПД дизельных агрегатов составляет в среднем 25 %, следовательно, при потреблении 40 кВт в атмосферу будет уходить в три раза больше - порядка 120 кВт. Таким образом, оптимальным выбором для АЗС будут модели генераторов с водяным охлаждением.
4. Автоматика.
Все мощные ДГУ имеют датчики сетевого напряжения и автоматический ввод резерва (АВР), что очень важно при специфике работы АЗС. При выходе напряжения за пределы допустимых значений или полного отключения сети такие устройства мгновенно берут на себя нагрузку, а после стабилизации или возобновления подачи электричества самостоятельно отключаются. Все это происходит без участия человека. При наличии электростанции с автоматическим вводом резерва АЗС может работать в полностью автономном режиме, имея собственный запас энергоресурса.
Особенно важно наличие функции АВР для работы т. н. холодных АЗС, которые сейчас активно завоевывают мировой рынок. Их ключевое отличие – отсутствие сотрудников. В большинстве европейских стран уже половина продаваемого бензина приходится именно на такие заправки.
«Умная» автоматическая система холодных АЗС обеспечивает бесперебойную работу не только бензоколонок и насосов, но и терминалов, принимающих плату от клиентов. И хотя для России такой сервис – это пока что дело будущего, задуматься о полной автоматизации процесса стоит уже сегодня.
Основные правила выбора генераторной установки для АЗС (резюме и экспертное мнение по данному вопросу)
При выборе мощности ДГУ необходим полуторакратный запас в сравнении с обычным энергопотреблением заправочного комплекса. Это позволит в будущем оснащать АЗС новыми объектами, которые тоже смогут питаться от генератора.
Располагать ДГ лучше в отдельном помещении или под открытым небом. Во втором случае могут возникнуть вопросы у органов надзора, поскольку заправки являются пожароопасными объектами. Если речь идет о помещении, то оно должно хорошо проветриваться, иметь определенные показатели температуры (не ниже +5) и влажности.
Специалисты утверждают, что монтаж электростанции должен быть предусмотрен еще на стадии проектирования строительства АЗС. На многих старых станциях, не оснащенных в свое время ДГ и расположенных в больших городах, попытки сделать это сегодня превращаются в огромную проблему (согласование с городскими электросетями, необходимость получения массы разрешительных документов и т. д.). Чтобы избежать этого, рекомендуется еще на этапе создания проекта предусмотреть все нюансы, касающиеся выбора, установки и эксплуатации ДГ.