С того момента, когда люди поняли, что потеря компьютерных данных – это одновременно потеря денежных средств, подключение компьютерных систем к ИБП стало насущной необходимостью. Есть системы, для которых не только внезапный перебой в сети, но даже вполне корректное сворачивание информации может привести к колоссальным убыткам и даже более серьезным последствиям, связанным с жизнью и здоровьем людей. В качестве примеров можно привести системы управления полетами в аэропортах, системы жизнеобеспечения в медицинских учреждениях, системы осуществления транзакций и других денежных операций, проводящихся в режиме онлайн. И это далеко не полный список.
Таким системам жизненно необходим надежный источник бесперебойного питания, автоматически подключающийся при любых сбоях или значительных колебаниях напряжения в сети. Наиболее оптимальным решением этой проблемы, безусловно, являются дизель-генераторные установки. Основные узлы ДГ: силовой агрегат, работающий на дизтопливе и электрогенератор, который приводится в движение этим силовым агрегатом. Большинство заводов-изготовителей ДУ варьируют разные комбинации двигателей и ДГ с целью предложить клиентам максимально большой ассортимент техники – по мощности, по конструкции, по дополнительным опциям.
Сегодня ДГУ выпускаются в трех вариантах:
- стационарные (монтируются на бетонные платформы);
- портативные (небольшие по размеру и весу, мобильные, удобны для работы на разных объектах);
- передвижные (устанавливаются на колесное шасси).
Диапазон мощностей составляет от 0,7 до 10 кВт у портативных электростанций и до нескольких мВт у стационарных и передвижных.
Кроме того, генераторы бывают однофазные (предназначенные для генерации электротока с напряжением 220 В / 50 мГц) и трехфазные (вырабатывают ток 380 В / 50 мГц). ДГУ могут использоваться как основные источники электропитания и работать в течение неограниченного времени в автономном режиме или входить в состав СГЭ (системы гарантированного элекроснабжения) как резервные ИБП (при перебоях в сети, авариях и т.д.).
В качестве основных источников электроснабжения применяют дизельные установки с частотой вращения ротора до 1500 оборотов в минуту. Такие агрегаты лучше справляются с перегрузками. Для альтернативного варианта энергоснабжения больше подходят высокообротные ДГ ( 3 тысячи оборотов). Но перегрузка им категорически запрещена.
Генераторные установки, работающие в составе СГЭ, присоединяют в качестве дополнительного источника к основному ИБП посредством системы АВР. При этом нужно помнить, что мощность ДГ должна быть больше мощности ИБП не менее, чем в 1,5-2 р. При равной мощности обоих агрегатов в момент переключения питания обороты силового агреата начинают увеличиваться и уменьшаться в режиме коротких циклов, что приводит к преждевременному износу системы. Это происходит из-за того, что появляющееся и исчезающее на входе в ИБП напряжение снимает мощность, обороты двигателя резко падают, выходное напряжение уменьшается. Соответственно, ИБП такую ситуацию оценивает как аварийную и снова переключает питание на аккумуляторы. После этого обороты силового агрегата и напряжение увеличиваются, происходит повторение цикла. Понятно, что подобный режим работы «на пределе», сохраняющийся даже в течение короткого времени, негативно сказывается как на работе ИБП, так и на работе двигателя.
Еще одной проблемой, с которой приходится сталкиваться владельцам дизель-генераторов, является их размещение. Хотя такие установки и делаются из сплошного железа, их монтаж под открытым небом невозможен. ДГ очень чутко реагируют как на чрезмерный нагрев, так и на переохлаждение. Особенно важно соблюдение температурного режима в случае, если ДГУ применяется в качестве дополнительного источника электроснабжения, присоединена к АВР и должна запускаться не позднее нескольких минут с момента исчезновения энергопитания в центральной сети.
При отсутствии отельного помещения, отапливаемого и оборудованного воздухоотводами, используются специальные термоизолирующие контейнеры или кожухи. Если температура воздуха на улице не слишком низкая, на отопление контейнера в процессе работы ДГ расходуется только часть вырабатываемого теплого воздуха. При выключенном двигателе нужный для его включения уровень т-ры поддерживается посредством нагревания охлаждающей жидкости. Для регулировки температуры внутри контейнера используются жалюзи. Следовательно, такая система является полностью автономной и может функционировать как удаленный объект.
Подытоживая все вышесказанное, необходимо отметить, что дизельные генераторы просты в эксплуатации и не нуждаются в постоянном присутствии человека. Включение таких установок в СГЭ систем, критичных к даже непродолжительному отключению электроэнергии, обеспечивает бесперебойность и высокую надежность их работы.