Необходимость в автоматическом подключении ИБП при колебаниях напряжения или временном отключении энергоснабжения в центральных линиях электропередач случается достаточно часто. Для этого требуются современные электронные системы, осуществляющие непрерывный автоматизированный контроль напряжения в электросети и в случае необходимости – мгновенное переключение потребителей на запасной источник бесперебойного питания, а после стабилизации напряжения или возобновления подачи – снова на центральную сеть. И все это без участия обслуживающего персонала.
Сегодня с такими задачами успешно справляются современные системы АВР, которые могут устанавливаться на электростанции, работающие как на бензине, так и на ДТ, и работать в однофазных или трехфазных сетях переменного электротока.
Главные критерии выбора системы АВР для генераторов
Система АВР представляет собой сложнейший программно-аппаратный комплекс, основным условием надежной работы которого являются качество узлов и комплектующих, а также ПО (программного обеспечения). Разные модели АВР могут иметь разный набор функций, от чего в большой степени зависит цена данного оборудования (разница в стоимости может достигать 5-10 раз). В частности, на ценообразование влияет тип вмонтированного микроконтроллера, наличие системы защиты от колебаний напряжения, перегрева, возгорания и т.д., а также мощность контакторов и другие показатели. Вопрос оптимального выбора, комплектации и монтажа систем аварийного ввода резерва достаточно сложен, поскольку требует учета множества технических аспектов. Лучше всего обратиться по этому вопросу к специалистам, которые помогут выбрать оборудование, максимально подходящее для решения тех или иных конкретных задач.
АВР: базовые функции
Даже те модели АВР, что продаются по минимальным ценам, обладают основным функционалом, обеспечивающим автоматический пуск и обратное переключение ГУ, в том числе:
- функцией непрерывного контроля показателей напряжения в центральной электросети (при выходе за предельный диапазон напряжения в ту или другую сторону либо его исчезновении подается команда на переключение пользователей);
- автоматическим прогревом силового агрегата после пуска до необходимой температуры;
- функцией управления воздушной заслонкой (для аграгрегатов, работающих на бензине);
- системой переключения на ГУ в случае аварийной ситуации и обратно при возобновлении либо нормализации напряжения в магистральной сети;
- функцией автоматического воздушного охлаждения двигателя на холостом ходу непосредственно перед его отключением и собственно автоматического отключения;
- функцией подзарядки АКБ (аккумуляторной батареи) генератора, позволяющей обеспечить ее автоматический запуск, а также продлить срок эксплуатации АКБ;
- функцией защиты от одновременного подключения двух источников электропитания (магистрального и резервного).
Дополнительный функционал АВР
Современные высокотехнологичные модели АВР могут иметь также ряд дополнительных опций, значительно расширяющих возможности и упрощающих процесс использования такого оборудования. Их наличие зависит от программного обеспечения и цифрового микроконтроллера. К таким функциям можно отнести:
- систему контроля наработки м/часов ГУ с предоставлением информации о необходимости проведения ТО;
- функцию защиты от чрезмерных нагрузок с временным отключением потребителей, вызвавших перегрузку (при этом оборудование продолжает действовать, обмотки не повреждаются);
- функцию защиты пользователей от колебаний электроэнергии в сети;
- функцию защиты электролинии от КЗ и перегрузок;
- возможность смены настроек с помощью пользовательского интерфейса;
- функцию индикации показателей работы агрегата и контроля аварийных ситуаций на ЖК-дисплее, вмонтированном в корпус генератора;
- наличие специального канала GSM для дистанционного контроля и управления системой посредством СМС-оповещений на мобильный телефон;
- наличие специального интернет-канала для дистанционного контроля и управления через веб-интерфейс;
- функцию системы синхронизации работы двух или нескольких генераторов.
Современные АВР: принцип работы
В основе конструкции любой системы АВР лежит два основных модуля:
- управляющий модуль – электрический щит, который обычно монтируется рядом со щитом ввода центральной электросети, отдельно от ГУ;
- исполнительный модуль – монтируется непосредственно на ГУ и несет функцию управления двигателем.
В управляющий щит встроен специальный цифровой контроллер с ПО и двумя контакторами, с помощью которых осуществляется переключение с центральной электрической сети на ИБП и обратно, отслеживается уровень напряжения, осуществляется управление переключением контакторов, подаются команды на пуск и остановку, диагностика всей системы, отображаются текущие рабочие показатели, поступают данные о чрезвычайных ситуациях на ЖК- экран и т.д.
С помощью исполнительного модуля осуществляется управление узлами силового агрегата ГУ, воздушной заслонкой, выполняются команды на переключение и остановку.